Паша (omelekhin) wrote,
Паша
omelekhin

Образцы шрифтов




После загула по Талебу пора было почитать о дизайне. Решил прочитать «Образцы шрифтов» Яна Чихольда.


Хорошие и плохие буквы

Шрифт не должен отражать индивидуальность автора. Может получиться красиво, но не подходяще среде, в которой будет использоваться шрифт.

Самое разумное — копировать найденное. Только так можно стать мастером шрифта с собственным стилем.

Ни одна буква не должна выделяться среди других. Хороший шрифт — как гармоничное сообщество людей, где никто не ведет себя вызывающе.

Верхние и нижние выносные элементы букв должны быть равны по длине.

Изначально строчные буквы были самостоятельным шрифтом. Их форма возникла из рукописного каролингского минускула. А прописные созданы в античном Риме.

Нынешнюю форму оба вида шрифта приняли во времена Возрождения.

Прописные буквы почти всегда чуть ниже верхних выносных элементов строчных для оптической компенсации. Бывают исключения из-за формы засечек строчных.

Прописные буквы почти всегда чуть плотнее строчных, так и должно быть. Но это не должно ощущаться.

Цифры с выносными элементами отчетливее цифр одной высоты.

Когда цифры стоят вместе с буквами, они должны совпадать по стилю. Но у их элементов мало общего с формами букв. Мастер делает эти противоречия неощутимыми.


Старинные семейства шрифтов

Римляне писали книги ширококонечными тростниковыми перьями. Были медленный и быстрый типы книжных шрифтов. Медленный назывался квадрата, быстрый — рустика.

Старым римским курсивом делали быстрые записи стилом на вощеных табличках или тонким тростниковым пером на папирусе.

Старый римский курсив → унциал → новый римский курсив и полуунциал → каролингский минускул → текстура (ломаная текстура и ротунда или круглый готический шрифт) → гуманистический минускул и канчелляреска (гуманистический курсив).


Шрифты нового стиля

Семейства округлых шрифтов:
— шрифты римской формы с изменяющимися толстыми и тонкими штрихами (антиквенные шрифты);
— шрифты со штрихами одинаковой толщины (шрифты без засечек и египетские).

Группы округлых шрифтов с переменной толщиной штрихов:
а) венецианские антиквенные шрифты;
б) антиквенные шрифты старого стиля;
в) переходного стиля;
г) нового стиля.

В переходном стиле засечки у букв l, b, d, i, j, m, n, u, которые в антикве старого стиля были расположены под углом почти 45°, стали менее косыми, наплывы в округлых элементах построены почти вертикально, они возникают более резко. Но внутренняя стороны этих наплывов все еще округлая.

В новом стиле наплывы овалов расположены точно посередине высоты, и внутренние стенки овалов почти вертикальны.

Гротеск появился в 1832 году.

Египетский шрифт появился, примерно, в 1815 году. Его засечки почти (но не совсем) такой же толщины, как и основные штрихи. Есть две его разновидности: итальянский и Кларедон.

Ломаные шрифты подразделяются:
а) на круглый готический шрифт;
б) текстуру;
в) швабахер;
г) фрактуру.
Первые три относятся к готическому стилю, а фрактура — творение немецкого Возрождения.

Ломаные шрифты различаются по форме строчных букв. В текстуре все округлые формы маленьких или строчных букв изломаны. В ротунде верхняя часть буквы n и подобные формы угловатые. В швабахере даже буквы a и d с обеих сторон выгнуты, все формы более острые и изломанные, чем в ротунде. Во фрактуре буквы, которые были с обеих сторон скруглены в швабахере, с одной стороны округлые, а с другой угловатые. Характерные буквы: перекрещенные справа вверху g и s.

42-строчную Библию Гутенберг напечатал текстурой.


Работа с прописными буквами

Межбуквенные пробелы должны быть не одинаковыми по расстоянию, а равными промежутками пространства между буквами. Или вертикальные штрихи букв должны стоять через равные промежутки. (Работает не всегда. Например, промежуток между T и H должен быть чуть больше из-за перекладины T.)

В надписях на домах, в магазинных вывесках разрядка может быть больше, существенно больше. Но это не всегда недостаток. Часто здание от этого становится более радостным и нарядным.

Глаз пробегается вдоль верхней границы маленьких букв и собственно «читает» только их верхнюю часть. А прописные мы воспринимаем целиком. Но все равно их верхняя часть важнее нижней.

Межсловный пробел в строке прописных букв должен равняться букве I с межбуквенными просветами с обеих сторон, установленными в этой строке.

Если межбуквенные пробелы большие, то и межсловные должны быть шире, чем при обычной разрядке. В надписях на доме межсловный пробел может быть еще чуть больше. Главное — сохранить связность строки, она не должна разваливаться на отдельные слова.

Расстояние от последней буквы до точки не должно равняться нормальному межбуквенному пробелу, но и слишком близко ставить точку не правильно.

Хорошие пропорции межстрочного пробела и высоты буквы: 1:1, 2:3 и 1:2.


Работа со строчными буквами

В строчных буквах никогда нельзя делать разрядку, потому что их очертания по сравнению с прописными неравномерны.

Строчные буквы редко используют для надписей на зданиях. Потому что должна быть гармония с фасадом здания, с его общим долговечным обликом, тут нужен архитектонический шрифт, а не строчные буквы, напоминающие рукописный почерк.

Строчные буквы подходят лишь для длинных текстов.

Красивый шрифт единообразен по форме: основные штрихи одинаковой толщины, засечки одной формы, округлые элементы одинаковые и т. д.

Главное требование к шрифту — удобочитаемость, а не простота.

В шрифтах без засечек верхние части букв могут быть одинаковыми или очень похожими, например у a, g и q (в некоторых шрифтах). А так как глаз скользит по верхней части букв при чтении, текст, набранный гротеском, читать труднее.

В строках строчных букв пробелы могут и должны быть меньше. Нормальное расстояние между словами должно быть примерно вдвое шире трети от высоты буквы n. Перед буквой o в начале слова пробел немного меньше.

В узком начертании шрифта межсловные пробелы могут быть еще меньше, а в очень широком начертании должны быть немножко больше.

Нижние выносные элементы должны оптически казаться такой же длины, что и верхние. Плохо, когда нижней выносные элементы короче верхних.


Правильный выбор шрифта

Шрифт должен соответствовать своему назначению и окружению.

Все надписи на зданиях должны хорошо и убедительно вписываться в их архитектуру. В идеале эти строки должны быть украшением домов и магазинов, украшением, без которого трудно обойтись, о потере которого сожалеют.

Мастер, работающий со шрифтами, должен сначала хорошо изучить здание, получить или сделать самостоятельный общий чертеж фасада. Мастер шрифта должен основательно разбираться в истории архитектуры хотя бы последних пяти веков. Только если он может определить, когда примерно построено здание, он сможет найти подходящий шрифт.

На самых современных зданиях очень странно выглядят архаические шрифты, а для домов, которым больше полувека, совсем не годится гротеск.


Композиция шрифтовых групп и вывесок

Хорошо, когда в одной работе минимальное количество размеров и видов шрифтов.

Для шрифтовой композиции не всегда достаточно двух размеров шрифта. Но трех хватает всегда.

Буквы одного размера в одной шрифтовой композиции при любых обстоятельствах должны иметь одинаковую разрядку.

Рекламный щит должен быть или длинным, или высоким. Хороши точные геометрические пропорции, такие как 1:2, 3:5, 1:3 или 21:34 (золотое сечение).

Старые здания кажутся красивее новых, потому что их элементы фасада обладают гармоническими пропорциями.


Детали

О происхождении и форме лигатуры ß

Лигатура ß — знак, который используется только в немецком правописании. В английском и французском не используется с середины восемнадцатого века.

Считалось, что ß (произносится «эс-цетт») — соединение длинной буквы ſ и z. Эта ошибка привела к неправильному обозначению лигатуры «эс-цетт». Правильное название — «резкое эс».


Длинная буква ſ в готических шрифтах

Раньше в алфавите строчных букв были две формы s: длинная ſ и концевая s. В антикве длинная ſ больше не используется. Но в готических шрифтах остались оба знака. Там, где должна быть ſ нельзя ставить s.


Об амперсанде

Это старинное соединение букв, или лигатура. Она состоит из e и t.

Слово et на латыни означает «и».

Амперсанд можно использовать вместо союза «и» только в названиях фирм, состоящих из имен собственных. В названии «Фабрика бумаги и картона» нельзя заменить союз «и» знаком &. Правильно, например, в «Фуррер & Вирц».


Об умляутах и различии между I и J

Немецкие умляуты ä, ö, ü в прописном варианте остаются при своих точках. Их нельзя изображать с помощью Ae, Oe, Ue.

Если после I следуют одна или две буквы l, то в шрифтах без засечек получаются три голые вертикальные черты. Но в хороших шрифтах они отличаются по высоте и толщине штриха. По крайней мере буква I должна быть чуть толще.

В старинных фрактурных и текстурных шрифтах буквы I и J не различаются.



Далее — «Новая типографика».


Tags: Ян Чихольд, дизайн, книга, типографика

Posts from This Journal “книга” Tag

  • Психология влияния

    Летом прочитал «Психологию влияния» Роберта Чалдини. Книга очень ок. Выписал немного интересного. Принцип констрастного воспритятия Сначала…

  • Максимальная концентрация

    «Максимальная концентрация» Люси Джо Палладино — мотивационная хуйня. Первая часть вроде еще ниче, но со второй и дальше уже тошнило. Не дочитал.…

  • Три книги

    Почитал «Пинбол-эффект» Джеймса Бёрка. У книги два варианта прочтения: по порядку и перескакивая из одного место в другое с помощью ссылок.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments