Паша (omelekhin) wrote,
Паша
omelekhin

Новая типографика




Прочитал «Новую типографику» Яна Чихольда. Интересная книга о графическом дизайне в начале прошлого века. Но оригинал вышел в 1928 году, многие идеи устарели и сегодня не применимы. Даже сам автор отказался от многих идей.

Дизайнеру для развития пойдет.



Возникновение и суть новой типографики


Новая картина мира

Человек, который понимает глубокое внутреннее сходство типографики и архитектуры, который смог проникнуть в сущность новой архитектуры, не сомневается в том, что будущее — за Новой типографикой, а не за старой.

В будущем оба направления в типографике не смогут сосуществовать, как это происходит сейчас. Сегодня абсурдно строить виллы, стилизованные под дворцы рококо или готические замки, точно так же завтра будут смеяться над тем, кто попытается сохранить старый стиль в типографике.


Старая типографика (1450–1914)

Гутенберг создавал свои литеры на основе книжного шрифта того времени — готического минускула. Этот шрифт в свое время служил для записи или печати всех текстов, в том числе светских.

В повседневной жизни для надписей, сообщений и коротких записок, кроме готического минускула, использовался также готический курсив (который во Франции назвался бастарда). Позже на основе его формы Шёффер создал швабахер. Этими двумя шрифтами и довольствовались от изобретения книгопечатания до начала XVI века.

Альд Мануций около 1500 года печатал книги антиквой серебристо-серым цветом.

В Германии в начале XVI века личный секретарь императора Максимилиана Винцент Рокнер разработал на основе текстуры немецкий ренессансный шрифт — фрактуру. Этот шрифт по своей сути барочный.

Примерно к концу XVIII века пуансонисты Дидо, Бодони, Вальбаум и другие преобразовали медиевальную антикву во французскую.

Под влиянием Европы в России в начале XVIII века Петр I изменил церковно-славянские (кириллические) формы шрифтов, приблизив их к латинской антикве.

После периода расцвета старой типографики последовал период упадка (в районе 1850–1890 гг.). Только Вильям Моррис и его взгляды способствовали возрождению типографики.

Развитие французской антиквы привело к созданию гротеска.

Тот, кто полон жизни, не хочет поддерживать упадочное старье, должен выбрать новое!


Новое искусство

Чтобы понять, как возникла Новая типографика и в чем ее суть, многое можно почерпнуть в истории развития живописи и фотографии, особенно в новейшую эпоху. Потому что законы типографского оформления — это практическое применение законов формообразования.


Принципы Новой типографики

Ясность — суть Новой типографики.

Современный человек перегружен невероятным количеством разнообразной печатной продукции, поэтому требуется экономия выразительных средств.

В старой типографике текстовые блоки выстраиваются по принципу симметрии. Этот принцип появился в эпоху Возрождения. Даже в хорошей симметричной композиции содержание подчиняется «красивому расположения строк», а форма целого определена заранее и поэтому не является органичной.

Чаще всего главные слова стоят на разном расстоянии от конца и начала предложения, поэтому симметричное построение нелогично.

Симметричное построение и все заранее установленные формальные схемы противоречат Новой типографике. Любая типографика, построенная на готовой формальной идее, ошибочна.

Новая типографика отличается от прежней тем, что она впервые пытается конструировать внешнюю форму, исходя из функции текста.

Функции текста — передать смысл сообщения, выделить важные слова и сохранить логическую последовательность содержания.

Очень важно, чтобы типограф знал, как читают и как должны читать его издания. Общий закон: тексты читаются сверху вниз и слева направо.

Отклонения от главного правила — текст читают сверху вниз — опасны.

Асимметрия — ритмическое выражение функционального конструирования. В Новой типографике преобладает асимметрия. Асимметричные формы логичнее и их визуальное воздействие сильнее, чем у симметричный форм.

Восприятие должно быть непосредственным, а от любых схем необходимо отказываться. Если мыслить ясно, а к задаче подходить смело и уверенно, то вполне можно найти удачное решение.

Отбросить все лишнее — необходимое условие.

Использование орнамента — наивное ребячество.

Человек, который не довольствуется четкой конструкцией предмета и начинает его украшать, тем самым оказывается во власти примитивных представлений (что свидетельствует о том, что он боится неприукрашенного предмета). Кроме того, орнамент прекрасно скрывает несовершенство конструкции!

Архитектор Адольф Лоос: «...Индеец говорит: эта женщина красива, потому что у нее в носу и в ушах золотые серьги. Человек высокой культуры говорит: эта женщина красива, потому что она не носит серег не в носу, ни в ушах...».

Суть типографики в передаче информации.

Орнамент — не только политипажи и украшения, но и любые комбинации линеек.

Но для логичной формы недостаточно отказаться от орнамента.

Своеобразие формы ярко проявляется, когда она контрастирует с противоположной формой.

Большие различия в размерах более эффективны, чем небольшие.

Рекомендуется использовать 3 (максимум 5) кеглей шрифта. Различие в кеглях может быть значительным; хорошо, если заголовок набран очень крупно, а остальные строки существенно мельче.

Новая типографика сознательно использует выразительные возможности белого пространства, раньше считавшегося фоном. Белые участки бумаги — такие же равноценные элементы композиции, как черные шрифты и плашки.

Для небольших печатных изданий минимальный отступ текста от краев 12-24 пункта, для плакатов — 48 пунктов. Для плашек и линеек отступ не нужен.

Новая типографика применяет цвет функционально. Например, свойство белого цвета — отражать свет, сиять. Красный выступает вперед, он ближе других цветов. Черный, наоборот, самый глубокий, отступает на задний план.

Если Дидо творил иначе, чем Флейшман, то причина этого — в том, что изменилась эпоха, а не в том, что шрифтовик стремился создать «особенную», «оригинальную», «своеобразную» форму. Изменились представления о том, как должен выглядеть хороший шрифт.

Лучшие шрифты — те, которые годятся для всего.


Фотография и типографика

Есть только одна объективная форма шрифта — гротеск, и только одно объективное изображение окружающего мира — фотография.


Новая типографика и стандартизация

Стандартизация — это хорошо.

В 1796 году немец Лихтенберг предложил упорядочить форматирование бумаг. Основной принцип: форматы образуются постоянным делением пополам исходного листа бумаги. В первые году Французской революции принцип получил частичное признание: на нем основали форматы документов и гербовых бумаг французского правительства. Соотношение сторон у всех форматов должно быть равно 1:√2 или 1:1,41... Как исходный формат взяли лист площадью 1 м2 с соотношением сторон 1:√2. Получилось то же, что сегодня называется класс А в ДИН-формате.

В 1912 году Вильгельм Оствальд вместе с К. В. Бюрером в институте организации умственной работы «Мост» пытались сделать «мировой форматы». Но основной формат 230×320 мм мало кому понравился, и работа «Моста» была прервана войной.

После войны Комитет по стандартизации немецкой промышленности создал стандарт бумажного листа ДИН-476. Формат приняли и многие европейские страны.



Основные формы типографики


Логотипы и товарные знаки

Форма логотипа должна быть проста и самобытна, он должен легко запоминаться, т. е. быть узнаваемым и заметным.

Логотип не обязательно должен быть рисованным. Можно сделать и типографскими средствами.

Логотип — не просто комбинация литер из наборной кассы. Это нечто иное, он вмещает в себя гораздо больше смысла, чем простая монограмма, а плохой логотип гораздо хуже, чем его отсутствие.


Текстовый плакат

Нельзя использовать плашки, стрелки, круги и прочее как украшения. Эти формы должны быть не чисто декоративными, а функциональными, т. е. на что-то указывать или подчеркивать (Или для уравновешивания композиции. — Паша).

«Необходимо наконец избавиться от наивной идеи, будто круг сам собой „бросается в глаза“. (Почему тогда эти круги вечно печатаются там, где нет ничего важного или вообще ничего нет?) Может быть, один раз круг и сработал, как приманка для взгляда, но бесконечное, чисто декоративное повторение не притягивает взгляд, а отталкивает».


Плакат с изображением

Если рекламируемый предмет можно изобразить, то предпочтительнее делать плакат с картинкой.

Фернан Леже: «Глаз — совершенный орган, ответственный за тысячу разных вещей, — управляет индивидуумом сильнее, чем что-либо другое. <...> ...Плакат должен походить не на джаз, а на оркестровую пьесу».



Tags: Ян Чихольд, дизайн, книга, типографика
Subscribe

Posts from This Journal “книга” Tag

  • Психология влияния

    Летом прочитал «Психологию влияния» Роберта Чалдини. Книга очень ок. Выписал немного интересного. Принцип констрастного воспритятия Сначала…

  • Максимальная концентрация

    «Максимальная концентрация» Люси Джо Палладино — мотивационная хуйня. Первая часть вроде еще ниче, но со второй и дальше уже тошнило. Не дочитал.…

  • Три книги

    Почитал «Пинбол-эффект» Джеймса Бёрка. У книги два варианта прочтения: по порядку и перескакивая из одного место в другое с помощью ссылок.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments